Сверхтяжелый танк Е-100 и другие прототипы (Германия)
Сверхтяжелый танк "E-100" и другие прототипы Германия
Танки класса "Е"
В 1942 году в Министерстве вооружений III Рейха был сформирован
специальный отдел, разрабатывающий концепцию новых танков. Начальником
отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Новые танки должны
были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались. Это
были прежде всего фирмы Адлер (Adler) из Франкфурта, Аргус (Argus) из
Карлсруэ и Вестерхютте (Westerhuette) из Бад-Ойнхаузена. Позже к
программе была подключена фирма КлёкерГумбольдт-Дойтц
(Kloeker-Humboldt-Deutz) из Ульма. Несмотря на то, что положение на
фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового
поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и
строились опытные образцы.
Новые танки получили обозначение - класс "Е". Проекты
этих танков значительно отличались от выпускаемых в то время РzКрfw IV и
РzКрfw V "Пантера". Особенный акцент был сделан на снижении силуэта
танка и увеличении возимого боезапаса. С этой целью отказались от
торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw V и РzКрfw VI. Новым
было и то, что ведущие колеса располагались сзади, ближе к двигателю и
трансмиссии. Тем самым высвобождалось больше места внутри танка. На
танки класса "Е" предполагалось установить стабилизаторы орудия и новый
тип прицелов. Планировали, что первые танки нового типа поступят в части
в 1945 году. Выпуск танков класса "Е" должен был быть основан на
использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков.
Всего программа "Е" охватывала пять танков:
Е-10 - малый разведывательный танк массой около 15000 кг; Е-25 - танк массой около 25000-30000 кг; Е-50 - средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) "Пантера"; Е-75 - танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI "Тигр" и "Тигр II"; Е-100 - танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков. Е-10
Легкий разведывательный танк массой около 12000 кг должен был
выпускаться фирмой Клёкер-Гумбольдт-Дойтц АГ (КГД) в Ульме. Прежде эта
фирма выпускала многоцелевой дизельный гусеничный автомобиль RSO/03. На
легкий танк Е-10 предполагали установить двигатель Майбах HL 100
мощностью 294 кВт/300 л.с. или двигатель Аргус мощностью 221 кВт/300
л.с. Вооружение танка составляла пушка 7.5 cm Pak 39
L/48 калибра 75 мм. Экипаж - три человека. Была предусмотрена
возможность менять клиренс и тем самым снижать высоту танка с 1760 мм до
1400 мм. Толщина брони - 30-60 мм. Работы над танком Е-10 были
свернуты, после того как был начат серийный выпуск самоходного орудия
"Хетцер".
Е-25 Планировали, что выпускать танк
Е-25 будет фирма Аргус из Карлсруэ. Проект был разработан
конструкторским бюро под руководством Германа Кляу (Klau). Фирма Аргус
до той поры выпускала авиационные двигатели и устанавливала тормоза на
танки "Тигр". Серийный выпуск Е-25 предполагали наладить на заводах в
Берлине и Райникендорфе. Танки Е-25 были предназначены для проведения
разведки и уничтожения вражеских танков. Первоначально на танк
планировали устанавливать двигатель Майбах мощностью 294 кВт/400 л.с.
при 4000 об/мин. Однако в серию этот двигатель не был запущен и Е-25 был
"обречен" на другой мотор. Тогда танк решили оснастить двигателем
воздушного охлаждения с впрыском топлива Аргус мощностью 442 кВт/600
л.с. Другой вариант силовой установки включал в себя авиационный
двигатель, но и от этого двигателя отказались в пользу мотора Майбах HL
230 Р30, уже используемого на танках (например "Пантерах"). Танк должен
оснащаться гидродинамической коробкой передач типа Войт, позволявшей
развивать скорость до 70 км/ч. Двигатель и коробка передач были
сгруппированы в один агрегат, расположенный в корме танка, который можно
было легко демонтировать и установить обратно. Подобная конструкция
используется сейчас на танках "Леопард". Работы над новым двигателем
носили условное название "Арта". К моменту капитуляции Германии части
двигателя находились на стадии производства.
В начале 1945 года фирма Алькетт получила заказ на пять прототипов танка Е25. Танки Е-25 должны были получить пушку 7.5 cm Pak 39 L/48, которую затем заменили на 7.5 cm Panzerjaegerkanone 42 L/70 калибра 75 мм.
По донесению полковника Хоцхауера (Hozhauer), сделанному в январе 1945
года, несколько корпусов танка Е-25 было изготовлено на металлургическом
комбинате в Катовицах еще в декабре 1944 года.
Е-50 и Е-75
Танки Е-50 и Е-75 должны были стать основными танками немецкой армии
(Standardpanzer). На обоих танках предполагалось использовать
унифицированные узлы (силовая установка, шасси, гусеницы, топливная
система и система вентиляции). Главное различие между танками
заключалось в толщине брони. То есть слабее бронированный танк Е-50 был
просто более просторным внутри. На танки Е-50/75 предполагали установить
двигатель Майбах HL 234. Серийный выпуск этих двигателей должен был
быть налажен в начале 1945 года. Прототип двигателя HL 234 без
турбонаддува на стендовых испытаниях показал мощность 530 кВт.
Максимальная скорость Е-50 должна была достигать 60 км/ч, а Е-75 - 40
км/ч. Силовая установка обоих танков проектировалась в виде агрегата,
который можно было демонтировать всего за 25 минут. Танки Е-50 и Е-75
планировали выпускать на заводе Вестернхютте в Ойнхаузене, который до
той поры изготавливал бронеавтомобили и бронетранспортеры. На обоих
танках предполагали установить стабилизатор орудия, позволяющий вести
прицельный огонь во время движения.
Ходовая часть танка Е-50
состояла из шести, а Е-75 - восьми опорных катков. Предполагали
выпускать Е-75 как в виде танка, так и в виде штурмового орудия
(Sturmgeschuetz). На обоих танках должна была устанавливаться одна и та
же башня, выпускаемая фирмой Крупп. По сравнению с "Тиграми" и
"Пантерами" броня танков Е50/75 была гораздо толще. Использование
оцинкованных бронеплит очень облегчало сварку, а применение новых
сварочных материалов значительно увеличивало прочность сварного шва.
Для проведения испытания подвески в конце 1944 года на фирме
Хёрдер-Хуттферайн (Hoerder-Huttverein) в Дортмунде была модифицирована
ходовая часть одного из танков "Тигр II".
Е-100 К
моменту окончания 2-й Мировой войны дальше всего продвинулись работы над
танком Е-100. Разработка конструкции и постройка опытного образца
велись на фирме Адлер из Франкфурта-на-Майне. Проектирование танка Е-100
началось уже 30 июля 1943 года. Несмотря на личный приказ Гитлера в
конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками,
продолжалось проектирование и была начата постройка прототипа. Монтаж
опытного образца шел в Хаустенбеке в районе Падерборна. В начале 1945
года были готовы шасси и ходовая часть. К началу испытаний на танк
установили двигатель Майбах HL 230, коробку передач OG 401216 В фирмы
Майбах и рулевое управление Хеншель L 801, использованное также на
"Тиграх II".
Рисунок танка Е-100
Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма Адлер. Однако
танк, оснащенный этими гусеницами, не вписывался в габариты
железнодорожной платформы. Поэтому, как и для "Тигра", были разработаны
более узкие транспортные гусеницы. Кроме более узких гусениц, на время
перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься бронелисты,
защищающие шасси и гусеницы. На танке Е-100 использовали традиционную
для германского танкостроения трансмиссию - двигатель располагался в
корме, а ведущие колеса - в передней части танка. Броня: 240 мм (лоб) и
120 мм (борта).
До конца войны изготовить башню так и не
успели. Во время испытаний использовали груз, равный массе будущей
башни. Также не было готово и вооружение танка. Планировали установить
на Е-100 орудие калибра 150 или 170 мм. Предполагалось, что Е-100,
оснащенный двигателем Майбах и рулевым устройством Майбах "Mekydro"
будет развивать скорость до 40 км/ч.
Незавершенный прототип был захвачен в Падерборне английскими войсками. В
июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних
испытаний.
Работа над танками класса "Е" дала много новых
технических находок, которые однако нашли практическое применение лишь в
60-х годах во время конструирования танков для бундесвера. Как уже
упоминалось, острый дефицит сырья делал выпуск даже небольшой серии
таких танков весьма проблематичным.
Другие проекты сверхтяжелых танков PzKpfw VII "Loewe" ("Лев") В
начале 1942 года фирма Крупп начала работу над новым тяжелым танком,
обозначенным как PzKpfw VII "Лев". Танк был разработан на базе
предыдущего проекта VK 70001. Планировалась разработка двух версий
танка: легкой (leichte) толщина брони до 100 мм и боевая масса 76000 кг,
и тяжелой (schwere) - броня до 120 мм, масса до 90000 кг. Экипаж - пять
человек. Основное вооружение - пушка калибра 105 мм (L/70).
Предполагалось, что танки РzКрfw VII "Лев" будут развивать скорость до
23-27 км/ч.
Адольф Гитлер приказал дальше вести работы только
над танком, вооруженным пушкой калибра 150 мм (L/40) или (L/37). Толщину
брони фюрер также приказал увеличить. Гусеницы шириной 900-1000 мм
должны были снизить давление на грунт до 1.0 кг/см2.
После
начала работ над "Маусом", для которого фирма Крупп проектировала
большое количество узлов и деталей, в том числе и корпус, - разработка
"Льва" была прекращена.
Во время конструирования танка "Тигр
II" полковник Фихтель (Fichtel) из управления вооружениями предложил
вооружить танк "Лев" пушкой калибра 88 мм (L/71) и установить на машине
броню толщиной 140 мм. В таком варианте танк должен был развить скорость
до 35 км/ч.
Боевая масса танка РzКрfw VII "Лев" составляла
около 90000 кг, длина корпуса 7740 мм, ширина - 3830 мм, высота - 3008
мм. Толщина брони: лоб - 120 мм, борта и корма - 100 мм.
Проект танка "Ber" ("Медведь")
В начале мая 1942 года были завершены работы над проектированием
сверхтяжелого танка "Бер" массой 120000 кг. Танк предполагали
оборудовать двенадцатицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного
охлаждения Майбах HL 230 мощностью 515 кВт/700 л.с., максимальная
скорость не превысила бы 20 км/ч. Шасси нового танка было позаимствовано
у РzКрfw VI (Sd Kfz 181) "Тигр" Ausf. Н1. Вооружение танка "Бер"
составляло орудие калибра 305 мм (L/16), неподвижно установленное в
корпусе. Угол возвышения орудия до +70°. Боеприпасами к орудию служили
унитарные снаряды массой около 350 кг (50 кг взрывчатого вещества),
начальной скоростью 355 м/сек и дальностью 10500 метров.
Полная масса танка "Бер" составляла 120000 кг, длина 8200 мм, ширина
4100 мм, высота 3500 мм. Толщина брони: 130 мм (лоб) и 80 мм (борта).
Экипаж - шесть человек.
Проект танка Р 1000 В июне
1942 года инженер Гроте (Grote), заведовавший в Министерстве вооружений
выпуском подводных лодок представил концепцию танка массой в целых 1000
тонн (!). проект был обозначен как Р 1000. Этот "сухопутный линкор"
должен был быть длиной 35 метров, а шириной 14 метров. На танке Р 1000
планировали использовать гусеницы шириной 3.5 метра, по конструкции
похожие на гусеницы, предназначенные для огромных карьерных
экскаваторов.
В движение танк должен был приводиться двумя
дизелями МАН мощностью 6256 кВт/8500 л.с. или восемью дизелями
Даймлер-Бенц мощностью 1472 кВт/2000 л.с., каждый. Максимальная скорость
оценивалась в 40 км/ч.
Вооружение танка Р 1000 состояло из
орудия калибра 280 мм, орудия калибра 128 мм и зенитного комплекса,
состоящего из восьми зенитных пушек Flak 38 калибра 20 мм установленных
по одной или по три и пушки Маузер MG 151/15.
В декабре 1942
года фирма Крупп выдвинула еще один проект подобного монстра. Это был
проект прямо-таки футуристического танка массой 1500 тонн (1500000 кг!).
Толщина лобовой брони танка составляла 250 мм. Вооружение этого гиганта
тоже было поистине гигантским - пушка "Дора" калибра 800 мм. В движение
танк должны были приводить несколько дизельных установок,
использующихся на подводных лодках.
К счастью в III Рейхе нашлась трезвая голова (Шпеер?) не допустившая реализации столь "грандиозных" проектов.