Тяжелая
огнеметная система ТОС-1 «Буратино» представляет собой
30-ствольную систему залпового огня. Экипаж машины состоит из
трех человек. ТОС-1 предназначена для поражения живой силы
противника на открытой местности и в сооружениях, а также
его легкобронированной техники и транспортных средств в
ходе непосредственной поддержки мотострелковых и танковых
подразделений в наступательном и оборонительном бою путем
поражения назначенных целей реактивными снарядами с
боевыми частями термобарического и зажигательного
действия.
Тяжелая огнеметная система «ТОС-1», предназначена для
комплексного поражения целей за счет воздействия высоких
температур и избыточного давления. ТОС-1 может
передвигаться в боевых порядках мотопехоты и танков,
поражать атакующую живую силу противника с открытых и
закрытых огневых позиций. В состав ТОС-1 входит боевая машина
РСЗО, выполненная на базовом шасси танка, которая содержит
пусковую установку (ПУ), включающую поворотную платформу
(ПП) с выносными кронштейнами, на которых через оси цапф и
опорные кронштейны закреплен транспортно-пусковой контейнер
(ТПК) с 30 направляющими пусковыми трубами для НУРС калибра
220 мм. Наведение ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной
плоскостях производится силовыми следящими приводами от
СУО, состоящей из прицела, квантового дальномера (КД),
баллистического вычислителя (БВ) и датчика крена. Все
действия по наведению установки на цель, приданию ей
необходимого угла возвышения экипаж производит, не выходя
из машины, с помощью прицела и силовых следящих приводов.
Вес пусковой установки 42 тонны. Стрельба может вести
зажигательными и термобарическими снарядами. Вес НУРС с
зажигательным снарядом 175 кг, вес БЧ 45 кг. Дальность стрельбы
от 400 до 3500 м. Вес БЧ НУРСа с термобарическим снарядом - 74
кг. Дальность стрельбы от 400 до 2700 м. Время залпа 7,5 секунд. В
обоих случаях район поражения - один гектар. Огонь может
вестись одиночными выстрелами, «дуплетом» из двух стволов и
серией с интервалом между выстрелами в четверть секунды.
Неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) состоит из головной
части с наполнителем и взрывателем и ракетной части на
твердом топливе. В боеприпасах применяют смесь жидкостей
(типа пропилнитрат) и лёгких металлов (порошок магния).Во
время полёта боеприпаса смесь перемешивается внутренним
устройством для придания ей однородности.
Повышение тактико-технических характеристик ТОС
осуществлено за счет совершенствования ее конструкции. В
систему управления огнем введены датчики крена и
дифферента, подключенные к баллистическому вычислителю
(БВ), а в качестве оптического прицела использован
качающийся панорамный прицел, на отражателе которого
закреплен датчик суммы углов дифферента ПП и угла места
цели, подключенный к БВ, а на дифференциале механизмов
горизонтирования прицела и ввода углов вертикального
наведения в прицел дополнительно закреплен сумматор
(датчик) углов места цели, прицеливания и дифферента ПП,
который подключен к электрогидравлической системе привода
вертикального наведения (ВН), причем электрические выходы
БВ и прицела подключены к электрогидравлической системе
привода ВН через переключатель режимов работы, при этом
привод ВН, ПУ и датчик обратной связи последовательно
соединены между собой, а датчик обратной связи выполнен в
виде принимающего прибора, корпус которого жестко
закреплен на ступице выносного кронштейна ПП, а его выходной
вал через промежуточный вал и соединительное устройство
связан со ступицей опорного кронштейна ТПК.
Машина
выполнена на базовом шасси танка Т-72. В машине рабочие
места командира и оператора размещены в средней части
корпуса шасси, закрытой съемной крышей с люком и рубкой со
смотровыми приборами, а в настиле рамы между ложементами
выполнен центральный прямоугольный проем, вытянутый вдоль
оси машины над люками экипажа, при этом ложементы
установлены с обеспечением фиксации укладки боекомплекта
головной частью снарядов в сторону носа машины, а кран и
крановое оборудование смонтированы на раме с возможностью
заряжания ПУ с перемещением снарядов боекомплекта вперед
по ходу движения машины и стопорения стрелы крана в
походном положении между ложементами на высоте ниже
уровня верхней кромки бортов и снабжены двухскоростным
гидравлическим приводом с ускоренным режимом холостого
хода в сравнении с режимом рабочего хода, причем борта рамы
изготовлены из броневых плит и оснащены трособлочным
устройством, используемым для подъема откидных бортов при
переводе машины из рабочего в транспортное положение, при
этом боковые борта шарнирно связаны со щитками,
располагаемыми между откинутыми в рабочее положение
передним и боковыми бортами и фиксируемыми с передним
бортом, а задний борт выполнен в виде двух фигурных створок,
связанных с рамой через вертикальные шарниры, кроме того,
щитки могут быть снабжены фиксаторами, а на боковых торцах
переднего борта жестко закреплены кронштейны с пазами под
пальцы упомянутых фиксаторов, а в средней части корпуса
шасси перед перегородкой моторно-трансмиссионного
отделения установлены дополнительные топливные баки.
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) предназначена для
транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой
установки. Представляет собой комплект
погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на
гусеничной базе или шасси колесного грузового автомобиля
повышенной проходимости.
ТОС-1 применялась на заключительном этапе боевых действий в Афганистане
и во время второй Чеченской войны ТОС-1 применяли при штурме г.
Грозный и села Комсомольское.