Автомат заряжания (также называемый автоматическим механизмом
заряжания, или просто механизмом заряжания) представляет собой
механическую систему, предназначенную для заряжания основного вооружения
боевой машины и тем самым позволяющую уменьшить экипаж на одного
человека - заряжающего.
Существуют два основных типа автомата заряжания (АЗ):
расположенный в специальном бронированном отсеке в кормовой части башни (АЗ так называемого «вынесенного» типа);
расположенный на дне боевого отделения (АЗ так называемого «карусельного» типа).
В автомате заряжания первого типа снаряды размещаются в
трубообразных лотках, объединенных в замкнутый конвейер (вращающийся по
принципу гусеницы трактора). В микропроцессор вводится информация о
том, какой именно тип боеприпаса находится в том или ином лотке. Для
такого АЗ используются унитарные боеприпасы (в которых снаряд и гильза
составляют единое целое).
В автомате заряжания второго типа снаряды размещаются в
круглом вращающемся конвейере, расположенном на полу боевого отделения
(внешне он и вправду напоминает карусель). Боеприпасы для такого АЗ –
раздельного заряжания (снаряд и заряд – отдельно), при этом снаряд
размещается над зарядом в специальной ячейке, называемой кассетой. Еще
один вариант – снаряд и заряд размещаются по отношению друг к другу под
углом 90 градусов (снаряд – горизонтально, заряд – вертикально) в одном
складывающемся лотке. Как и в АЗ первого типа, в микропроцессор вводится
информация о том, какой именно тип боеприпаса находится в том или ином
лотке.
Первый танковый автомат заряжания был установлен на советском танке
Т-64. В настоящее время следующие современные танки оснащены автоматом
заряжания: французский Леклерк, японский Type 90 (АЗ первого типа);
российский Т-90С, китайский Type 98, украинский Т-84 (АЗ второго типа).
Некоторые западные страны разработали опытные образцы автоматов
заряжания для своих будущих танков с пушкой большего калибра (как,
например, для немецкого «Леопарда-2» с пушкой калибра 140 мм