Кроме
интереса американцев к тяжелым танкам прорыва, их работы в данной
области подстегивались сообщениями о применении немцами в Европе своих
тяжелых танков. И если ответом на немецкий "Тигр", который был знаком
американцам еще с 43-го года, являлся средний танк "Першинг", который
назвали тяжелым скорее как успокоение их экипажей, то появление данных о
более мощных немецких тяжелых машинах типа "Ягдтигр" и "Королевский
тигр", привело к решению вести работы сразу над двумя тяжелыми танками.
Один из данных танков имеющий 105-миллиметровую пушку получил
обозначение Т29, второй - со 155-миллиметровой - Т30. Характерно, что
планировалось сразу заказать 1,2 тыс. танков Т29.
Отличительная особенность 70-тонного танка – новая гидромеханическая трансмиссия "кросс-драйв", которая сочетает в одном узле тормоза и коробку передач. Сначала трансмиссия имела только электрическое дистанционное управление, однако отсутствие "чувства танка" у водителя привело к решению вернуть механическую проводку управления, оставив электродистанционным лишь переключение скоростей. Первоначально собирались устанавливать 770-сильный двигатель "Форд GAC". Узлы от "Першинга" широко использовались в ходовой части нового танка, например, траки гусениц, уширенные до 710 миллиметров.
Сварной корпус танка изготавливался из катанных и литых деталей. Башня – литая. Максимальная толщина бронилистов башни – 175 мм, а корпуса при угле наклона в 54° – 100 мм. Вооружение пушка Т5Е1 калибра 105 миллиметров с боезапасом 63 снаряда. С пушкой были спарены два пулемета 12,7 миллиметров. Еще один пулемет устанавливался перед люком заряжающего на крыше башни. Экипаж танка – шесть человек: водитель и его помощник (размещались в отделении управления); командир (в нише башни); наводчик (правая часть башни); два заряжающих (по бокам от казенной части орудия).
12 апреля 45-го года на фирме "Пресс стил кар компани" вместе с заказом серийного производства было принято решение изготовить четыре опытных машины. К моменту окончания военных действий на Тихом океане компания успела собрать лишь один опытный танк. После этого последовало решение прекратить серийное производство. Правда, позже на Детройтском арсенале решили собрать еще 10 машин для проведения испытаний. Вскоре число машин было решено сократить до восьми танков.
Реально первый Т29 на испытания был выставлен только в октябре 47-го года. К этому времени было понятно, что машина не имеет перспектив, и испытания предназначались лишь для оценки узлов с возможность их дальнейшего использования на перспективных машинах.
На восьми опытных Т29 испытывались 870-сильные двигатели Аллисон V-1710-Е32 с трансмиссией "кросс-драйв" CD-850, гидравлические механизмы наведения пушки вместе с баллистическим вычислителем (разработка Массачусеттского технологического института), ряд панорамных прицелов, различные накатники орудия Т5 калибра 105 мм, а также спец. дальномер.
Вскоре к Т29 присоединились два танка Т30, главное отличие которых заключалось в использовании 810-сильного двигателя "Континентэл" AV-1790-3. Собственно испытания трансмиссии CD-850 и этого двигателя стали основной целью проводимых работ по этим двум опытным танкам. Кроме того, на тяжёлом танке Т30 в башне (аналогична танкам Т29) устанавливалась пушка Т7 калибра 155 мм. Масса снаряда достигал 43 килограмм, а общая масса выстрела – 61 килограмм. Это ограничивало боезапас лишь 34 выстрелами. Применение тяжелых снарядов заставило применить пружинный досылатель. Однако даже до испытания бронемашины было понятно, что необходим механизм автоматического заряжания пушки. Такое устройство смонтировали на одном танке Т30. При этом заряжание происходило когда орудие имело постоянный угол склонения. Кроме того, заряжающий получил в свое распоряжение специальное устройство для подъема выстрелов внутри танка. Внешне танк имеющий автомат заряжания отличался лишь лючком, служащим для выброса гильз.
Тем не менее бронепробиваемость 155-миллиметрового орудия Департамент вооружения США не удовлетворила, и там приняли решение создать на базе зенитной пушки 120-миллиметровое танковое орудие. Начальную скорость бронебойного снаряда оценивали в 1250 метров в секунду (для сравнения, 105-миллиметровое орудие Т5 – начальная скорость 1128 м/с, 155-миллиметровое орудие Т7 – 700 м/с). Новым 120-миллиметровым танковым орудием Т53 решили перевооружить оба Т30, которые по этому случаю переименовал в Т34. Внешне от Т29 и Т30 танки отличались новой пушкой и 100- миллиметровой плитой-противовесом, которая была приварена к кормовой нише башни.
Первые же испытания на Т34 нового орудия показали, что загазованность в боевом отделении значительно повышалась, а из канала ствола иногда выбрасывались непрогоревшие частички пороха метательного заряда (это стало причиной ожогов у нескольких танкистов). Вначале канал ствола продувался сжатым воздухом, однако потом стали устанавливать дульный эжектор, который решил данную проблему полностью.
После успешных испытаний дульного эжектора на Т34 он прочно обосновался на танках американского производства.
Тактико-технические характеристики американских тяжелых танков Т29/Т30/Т34:
Длина – 11,56 м/10,9 м/11,77 м;
Ширина – 3,8 м;
Высота – 3,22 м;
Вес – 64,25 т/64,74 т/65,2 т;
Двигатель – GAC/AV-1790/AV-1790;
Мощность двигателя – 770 л.с./810 л.с./810 л.с.;
Скорость – 35 км/ч;
Запас хода – 160 км;
Преодолеваемый ров – 1,9 м;
Толщина лобовой брони (угол наклона) – 102 мм (54 градуса);
Толщина бортовой брони – 76 мм;
Толщина брони башни (маска орудия) – 178 мм (279 мм);
Толщина брони крыши – 38 мм;
Толщина брони днища – 25 мм;
Вооружение:
Тип орудия (калибр) – Т5Е2 (105 мм)/Т7 (155 мм)/Т53 (120 мм);
Пулеметы (количество, тип, калибр) – 3 НВ М2 12,7мм и 1 М1919А4 7,62мм/2 НВ М2 12,7мм и 1 М1919А4 7,62мм/3 НВ М2 12,7мм и 1 М1919А4 7,62мм;
Экипаж – 6 человек.
Т29
Отличительная особенность 70-тонного танка – новая гидромеханическая трансмиссия "кросс-драйв", которая сочетает в одном узле тормоза и коробку передач. Сначала трансмиссия имела только электрическое дистанционное управление, однако отсутствие "чувства танка" у водителя привело к решению вернуть механическую проводку управления, оставив электродистанционным лишь переключение скоростей. Первоначально собирались устанавливать 770-сильный двигатель "Форд GAC". Узлы от "Першинга" широко использовались в ходовой части нового танка, например, траки гусениц, уширенные до 710 миллиметров.
Сварной корпус танка изготавливался из катанных и литых деталей. Башня – литая. Максимальная толщина бронилистов башни – 175 мм, а корпуса при угле наклона в 54° – 100 мм. Вооружение пушка Т5Е1 калибра 105 миллиметров с боезапасом 63 снаряда. С пушкой были спарены два пулемета 12,7 миллиметров. Еще один пулемет устанавливался перед люком заряжающего на крыше башни. Экипаж танка – шесть человек: водитель и его помощник (размещались в отделении управления); командир (в нише башни); наводчик (правая часть башни); два заряжающих (по бокам от казенной части орудия).
12 апреля 45-го года на фирме "Пресс стил кар компани" вместе с заказом серийного производства было принято решение изготовить четыре опытных машины. К моменту окончания военных действий на Тихом океане компания успела собрать лишь один опытный танк. После этого последовало решение прекратить серийное производство. Правда, позже на Детройтском арсенале решили собрать еще 10 машин для проведения испытаний. Вскоре число машин было решено сократить до восьми танков.
Реально первый Т29 на испытания был выставлен только в октябре 47-го года. К этому времени было понятно, что машина не имеет перспектив, и испытания предназначались лишь для оценки узлов с возможность их дальнейшего использования на перспективных машинах.
На восьми опытных Т29 испытывались 870-сильные двигатели Аллисон V-1710-Е32 с трансмиссией "кросс-драйв" CD-850, гидравлические механизмы наведения пушки вместе с баллистическим вычислителем (разработка Массачусеттского технологического института), ряд панорамных прицелов, различные накатники орудия Т5 калибра 105 мм, а также спец. дальномер.
Т30
Вскоре к Т29 присоединились два танка Т30, главное отличие которых заключалось в использовании 810-сильного двигателя "Континентэл" AV-1790-3. Собственно испытания трансмиссии CD-850 и этого двигателя стали основной целью проводимых работ по этим двум опытным танкам. Кроме того, на тяжёлом танке Т30 в башне (аналогична танкам Т29) устанавливалась пушка Т7 калибра 155 мм. Масса снаряда достигал 43 килограмм, а общая масса выстрела – 61 килограмм. Это ограничивало боезапас лишь 34 выстрелами. Применение тяжелых снарядов заставило применить пружинный досылатель. Однако даже до испытания бронемашины было понятно, что необходим механизм автоматического заряжания пушки. Такое устройство смонтировали на одном танке Т30. При этом заряжание происходило когда орудие имело постоянный угол склонения. Кроме того, заряжающий получил в свое распоряжение специальное устройство для подъема выстрелов внутри танка. Внешне танк имеющий автомат заряжания отличался лишь лючком, служащим для выброса гильз.
Тем не менее бронепробиваемость 155-миллиметрового орудия Департамент вооружения США не удовлетворила, и там приняли решение создать на базе зенитной пушки 120-миллиметровое танковое орудие. Начальную скорость бронебойного снаряда оценивали в 1250 метров в секунду (для сравнения, 105-миллиметровое орудие Т5 – начальная скорость 1128 м/с, 155-миллиметровое орудие Т7 – 700 м/с). Новым 120-миллиметровым танковым орудием Т53 решили перевооружить оба Т30, которые по этому случаю переименовал в Т34. Внешне от Т29 и Т30 танки отличались новой пушкой и 100- миллиметровой плитой-противовесом, которая была приварена к кормовой нише башни.
Т34
Первые же испытания на Т34 нового орудия показали, что загазованность в боевом отделении значительно повышалась, а из канала ствола иногда выбрасывались непрогоревшие частички пороха метательного заряда (это стало причиной ожогов у нескольких танкистов). Вначале канал ствола продувался сжатым воздухом, однако потом стали устанавливать дульный эжектор, который решил данную проблему полностью.
После успешных испытаний дульного эжектора на Т34 он прочно обосновался на танках американского производства.
Тактико-технические характеристики американских тяжелых танков Т29/Т30/Т34:
Длина – 11,56 м/10,9 м/11,77 м;
Ширина – 3,8 м;
Высота – 3,22 м;
Вес – 64,25 т/64,74 т/65,2 т;
Двигатель – GAC/AV-1790/AV-1790;
Мощность двигателя – 770 л.с./810 л.с./810 л.с.;
Скорость – 35 км/ч;
Запас хода – 160 км;
Преодолеваемый ров – 1,9 м;
Толщина лобовой брони (угол наклона) – 102 мм (54 градуса);
Толщина бортовой брони – 76 мм;
Толщина брони башни (маска орудия) – 178 мм (279 мм);
Толщина брони крыши – 38 мм;
Толщина брони днища – 25 мм;
Вооружение:
Тип орудия (калибр) – Т5Е2 (105 мм)/Т7 (155 мм)/Т53 (120 мм);
Пулеметы (количество, тип, калибр) – 3 НВ М2 12,7мм и 1 М1919А4 7,62мм/2 НВ М2 12,7мм и 1 М1919А4 7,62мм/3 НВ М2 12,7мм и 1 М1919А4 7,62мм;
Экипаж – 6 человек.