Продолжаю серию статей о нереализованной германской
бронетанковой технике. На очереди у меня танки серии Е-50/75. Которые
должны были стать самыми массовыми в будущей германской армии.
Ближнее к концу войны Департамент по вооружениям германской армии (Heereswaffenamt) всё больше склонялся к необходимости экономить материальные и людские ресурсы, так как война постепенно приобретала затяжной характер. Разработка программы Entwicklung (или просто "Е") была начата для разработки новой бронетанковой техники, причём с привлечением КБ, которые до этого не сталкивались с проектированием танков.
Основными задачами ставились увеличение внутреннего пространства боевого
отделения, сокращение сроков и затрат производства, стандартизации и
унификация запчастей и агрегатов и ускорение исследований по системам
стабилизации вооружения. Системам стабилизации орудия придавалась
первоочередное значение так как они позволяли танку вести прицельный
огонь на ходу, а также облегчали заряжание орудия во время передвижения
танка по пересечённой местности.
Новая система подвески на испытаниях.
Курирование программы осуществляло Waffenprufamt 6 (WaPruAmt 6), под
руководством генерала Книпкампа (H.E. Kniepkamp), талантливого инженера и
хорошего администратора. К концу войны Книпкамп запатентовал около 50
собственных изобретений в области гусеничных машин. В разработку
проектов серии "Е" были вовлечены фирмы Klockner-Humbolt-Deutz из Ульма
(Ulm) (изготовители дизельного двигателя RSO/03), Argus из Карсруе
(Karlsruhe), Adler из Франкфурта (Frankfurt) и Weserhuette из Бад
Ойенхаузена (Bad Oeyenhausen). Им было поручено разработать проекты,
соответственно, в весовых категориях до 10, 25, 50 и 75 тонн. Фирма
Adler также дополнительно получила заказ на разработку сверхтяжёлого
танка весом до 100 тонн, о котором я рассказывал в статье «Сверхтяжёлый
танк Е-100», и даже успела построить его прототип.
Фирма Adler в основном выпускала автомобили, а также поставляла запчасти
для полугусеничных транспортёров. Эта фирма создала 1-тонные
полугусеничные машины серии "A" и HK300 параллельно с разработкой серии Demag.
Эти машины так и остались в стадии прототипа и в серию не пошли. Позже
Adler участвовал в конкурсе на разработку полугусеничного тягача. Но его
машина, leWS (leichte Wehrmacht Schlepper), проиграла полностью
гусеничному RSO.
Е-50
и Е-75 обладали большой унификацией конструкции, включая корпуса,
подвеску и башни. Планы производства предусматривали прекращение в 1945
г. производства Пантери её менее приоритетного варианта Пантеры II. Е-50
должен был получить башню, разработанную для последних моделей Пантеры -
Шмальтурм. Вооружать машины предполагалось 75 мм орудием KwK 43/L70 или
88-мм орудием KwK 44/L57 (развитие KwK 43). На обоих танках
предполагалось установить стабилизатор орудия, позволяющий вести
прицельный огонь во время движения. Кроме того, разрабатывались более
мощные орудия для башни Шмальтурм, в неё предусматривалось установить
75-мм или 88-мм орудие длиной до 100 калибров. Новые снаряды для этих
орудий были укорочены, что повышало скорострельность и облегчало
размещение боезапаса. Новые снаряды должны были стать самым смертоносным
оружием того времени, способные поражать противника на больших
дистанциях. При проектировании корпуса Е-50 взяли за основу корпус
Королевского Тигра, двигатель - Maybach HL 234 с турбонагнетателем. В
этой версии двигателя использовалась система непосредственного впрыска
топлива и он развивал 900 л.с. Ожидалось, что в форсированном варианте
двигатель сможет выдать до 1200 л.с. В модернизацию включалась так же
установка клапанов с натриевым наполнителем, что значительно повышало
устойчивость клапанов к высоким температурам. Расположение топливных
баков, радиаторов и вентиляторов было таким же, как и на Королевском
Тигре. Максимальная скорость для Е-50 должна была составить 60 км/ч, а
для Е-75 - 40 км/ч. Предполагалось собирать Е-50 и Е-75 на одной
сборочной линии, используя один и тот же инструмент.
На
новые танки обязательно должны были ставиться приборы ночного видения -
такие же, как на последних моделях Пантер. Танки должны были
использоваться совместно, с имевшими инфракрасные прожектора подсветки
целей, бронетранспортёрами SdKfz 251 "Сокол" или новыми Pz 38. Ночью танки могли отслеживать цели на расстоянии до 800 м, а поражать - на дистанции до 400 м.
Внешне
Е-75 должен был напоминать Е-50. Главным отличием была более толстая
броня, а также 88-мм или 105-мм пушки (они были в разработке) с длиной
ствола 100 калибров. Для установки 105 мм орудия предполагалось
использовать башню от Королевского Тигра, и машина должна была получить
название Тигр IIC. Дополнительный вес корпуса у Е-75, который должен был
прийти на смену Королевскому Тигру, компенсировали ещё две пары катков.
Ходовая на Е-75 должна была быть длиннее чем на Е-50, чтобы дать ему
опорную длину траков 4095 мм, против 3850 мм у Е-50.
Оставшиеся Пантеры планировалось переделать под различные специальные
машины, подобно предыдущим танкам. Шасси старых Пантер планировалось
использовать под самоходные установки, эвакуационные и специальные
машины. Потом планировалось для этой цели использовать шасси Е-50.
Учитывая близость конструкции, такой переход не должен был вызвать
проблемы. Планировалось выпускать САУ со 128-мм орудием (новым, с длиной
ствола 100 калибров) в закрытой рубке. На корпус Е-50 должна была
ставиться башня Panzer V Coelian, а фирма Шкода должна была разработать
для Е-75 305-мм пусковую установку. На Е-50 и шасси Пантер
предполагалось устанавливать установки залпового огня.
Разрабатывался еще целый ряд САУ, включая и модели с передним ведущим колесом.
Привод ходовой должен был располагаться сзади. Тем не менее, ни один из
чертежей Е50/75 не предполагает наличия дополнительного пространства для
помещения трансмиссии в заднюю часть корпуса. Наличие ведущего колеса
сзади обозначено лишь его зубчатым профилем. К примеру, при такой
компоновке башня должна была бы быть сдвинута несколько вперёд (как
минимум, на 50-60 см). Также, все чертежи Е50/75 демонстрируют впереди
стандартное зубчатое колесо от Королевского Тигра. Вполне возможно, что
всё-таки расположение трансмиссии планировалось спереди по классической
немецкой схеме. На Е-100 она точно располагалась спереди. Этот вопрос
так до сегодняшнего дня окончательно не прояснён, так что здесь
расстилается широкое поле для предположений.
Е-50 и Е-75 должны были стать основой германских Panzerwaffe, наряду с прочими боевыми машинами, такими как различные САУ на шасси Waffentrager или Panzer 38D.. Шасси Pzkw
- IV должны были быть полностью сняты с производства, а САУ на их
основе должны были "пересесть" на шасси Panzer 38(d) (которое по размеру
и весу составляло две трети от шасси Panzer IV). Это новое вооружение в
комплексе с новым стрелковым оружием (MP43/Sturmgewehr 44), помноженное
на традиционную стойкость и дисциплинированность немецких солдат,
сделало бы из Вермахта ещё более сильного противника, если бы война
продолжилась в 1946-47 годах. Ко всему прочему германская армия
полностью обновило бы свои воздушные силы, заменив поршневые самолёты,
на реактивные, и получила бы окончательно сформированные стратегические
силы, вооружённые баллистическими ракетами, такими как
усовершенствованная версия ФАУ-2.
Лишь к концу войны Германия разработала концепцию боевой машины, наиболее полно отвечающую запросам армии и возможностям массового производства: внешняя подвеска, заднее расположение трансмиссии, крупнокалиберное орудие, тяжёлое бронирование, просторное боевое отделение и т.д. Тем не менее, Германия не успела воплотить эти разработки в жизнь.