Самая мощная самоходка 1941 года - 10,5cm K18 Auf Panzer Selbstfahrlafette IVf. Германия
Фирма Крупп получила заказ на пушечную САУ,
предназначенную для разрушения ДОТов сразу посде начала Второй Мировой, в
сентябре 1939 года. На разработку и изготовление прототипов было
потрачено полтора года (тогда Германия еще могла себе это позволить).
Эти два прототипа были продемонстрированы фюреру 31 марта 1941г. На
обсуждении с Гитлером 26 мая 1941г. было решено, что эта машина будет
выпускаться как тяжёлый истребитель танков, предполагалось, что у
противника (СССР) появятся сверхтяжёлые танки, с которыми придется
бороться такими вот самоходками. Кроме того, на том же совещании было
инициировано создание еще более тяжелых самоходок с орудиями калибра 105
и 128мм.
105мм пушка К18, разработанная совместно Krupp и Rheinmetall на базе тяжелого пехотного орудия SK 18,
имела длину ствола в 52 калибра оснащалась дульным тормозом и своим
снарядом могла пробивать 111мм брони под углом 30 градусов или 132мм по
нормали с расстояния 2000м. Боекомплект, правда, подкачал, -
относительно небольшая самоходка брала на борт всего 20-25 выстрелов к
пушке и 600 патронов к пулемету MG34, который штатного места установки
не имел, и перевозился в укладке, на всякий случай.
Шасси Panzer IV существенных изменений не
претерпело и оснащалось неподвижной, открытой сверху рубкой, с толщиной
бронирования от 50мм (лоб) до 10мм (корма рубки). Горизонтальное
наведение составляло ± 8° от оси машины, 300-сильный Maybach HL 120 TRM разгонял 25-тонную машину до 40км/ч.
Выпуск машины предполагалось начать весной 1942г.,
однако со временем требования к таким машинам изменились и в маштабное
производство они не пошли. Супертанков в СССР обнаружено не было,
50-75мм пушек вполне хватало, а вот потребность в самоходных гаубицах
оказалась неожиданно большой. Ничем иным противостоять главному оружию
советской пехоты, секретной системе БСЛ (и тут нет никакой иронии, кстати!) толком не получалось. Ну, разве что, пикировщиками...
Боевое применение: Две опытные САУ поступили в 521-й батальон
истребителей танков, предназначенный для штурма Гибралтара. Затем они
использовались на русском фронте в составе 3-й танковой дивизии. Одна
машина была подбита, а вторая, добившись значительных успехов, с борьбе с
новыми советскими танками типа КВ-1 и Т-34 (фактически, это была
единственная машина, способная вступать с ними в открытый бой, мощность
ее орудия позволяла стрелять с безопасных дистанций) в октябре 1941г.
была отправлена в Германию, дальнейшая её судьба неизвестна.